Без рубрики

Государственная регистрация ЧУП в Гомеле

В настоящей публикации рассмотрена государственная регистрация ЧУП в Гомеле, учредителем которого является физическое лицо. В статье приведен пошаговый алгоритм  действий учредителя – физического лица по государственной регистрации ЧУП в Гомеле.  Алгоритм  может применяться для регистрации предприятия в любом населенном пункте на территории Республики Беларусь.

1. Согласование наименования ЧУП

До того как зарегистрировать ЧУП, необходимо согласовать наименование будущего предприятия.  Для согласования наименования регистрируемого ЧУП в городе Гомеле, его учредитель обращается с заявлением о согласовании наименования  в регистрирующий орган — Гомельский городской исполнительный комитет. По результатам проверки наименования учредителю выдается справка о согласовании наименования.  Справка о согласовании наименования может быть получена в любом регистрирующем органе на территории Республики Беларусь.

2. Определение местонахождения ЧУП

До регистрации ЧУП учредитель обязан определить его предполагаемое местонахождение на территории одного из районов города Гомеля.

В соответствии с пунктом 5 Положения о государственной регистрации  субъектов хозяйствования, утвержденного  Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 № 1 (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь 24.01.2013 № 2), местонахождением унитарного предприятия, (в отличие от ООО (ОДО)), может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица – собственника имущества предприятия, в одном из следующих случаев:

  • жилое помещение принадлежит ему на праве собственности (находится в долевой или совместной собственности) – с согласия иного собственника (всех собственников), а также всех совершеннолетних членов его семьи (членов семьи всех собственников), проживающих в этом помещении;
  • он постоянно проживает в жилом помещении (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда), о чем свидетельствуют отметка в документе, удостоверяющем личность, либо сведения в карточке регистрации, – с согласия собственника (всех собственников) жилого помещения частного жилищного фонда, а также проживающих в данном помещении всех совершеннолетних членов семьи собственника (всех собственников).

При этом с собственника жилого помещения в повышенном размере взимаются плата за коммунальные услуги и иные платежи, связанные с эксплуатацией такого помещения.

Осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении, являющемся местонахождением ЧУП, не допускается без перевода этого помещения в нежилое в порядке, определенном законодательством.

3. Принятие решения о создании ЧУП, подготовка устава  

До регистрации ЧУП учредитель принимает решение  о создании предприятия и утверждает его устав.

Решение о создании ЧУП может приниматься в виде отдельного документа и должно содержать:

  • данные об учредителе;
  • наименование предприятия;
  • предполагаемое местонахождение предприятия;
  • размер и порядок формирования уставного фонда;
  • иные сведения.

Устав ЧУП должен содержать:

  • наименование предприятия;
  • место его нахождения,
  • цели деятельности;
  • порядок управления деятельностью предприятия;
  • сведения о размере уставного фонда предприятия;
  • порядке и источниках его формирования;
  • иные сведения.

Устав оформляется по правилам делопроизводства, утверждается и подписывается учредителем предприятия.

При принятии решения о создании ЧУП необходимо учесть что у учредителя не должно быть ограничений, препятствующих занятию предпринимательской деятельностью либо, обстоятельств, предусмотренных Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, при наличии которых он не имеет права выступать учредителем коммерческой организации.

4. Оплата госпошлины за государственную регистрацию

За государственную регистрацию ЧУП в Гомеле госпошлина  подлежит уплате на счет финансового управления горисполкома по Центральному району г. Гомеля. За гос.регистрацию ЧУП в иных регионах Беларуси госпошлина уплачивается по месту регистрации.

Размер госпошлины: 3 базовые величины.

Примечание: За государственную регистрацию второй и каждой последующей коммерческой организации, создаваемой одними и теми же учредителями, кроме коммерческих организаций, создаваемых для осуществления производственной деятельности, применяются ставки государственной пошлины в размере установленной ставки, увеличенной на 20 процентов.

Платеж можно осуществить в любом банке либо в почтовом отделении. Ряд банков (ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк») не взимают дополнительных комиссий с уплаты госпошлины.

5. Подача документов для государственной регистрации  

Государственная регистрация ЧУП в Гомеле осуществляется при подаче в регистрирующий орган документов, предусмотренных законодательством.

Регистрирующим органом в Гомеле является Гомельский городской исполнительный комитет.

Для государственной регистрации ЧУП, учредитель – физическое лицо, либо его представитель на основании нотариально удостоверенной доверенности,  предоставляет в регистрирующий орган:

  • заявление о государственной регистрации коммерческой организации , по установленной форме (подписывается в присутствии уполномоченного сотрудника регистрирующего органа, либо подпись учредителя на заверяется нотариально);
  • устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате .doc или .rtf), на диске либо флеш — карте;
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Учредитель предприятия, являющийся иностранным физическим лицом дополнительно предоставляет копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).

При подаче документов учредитель либо его представитель должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство и т.д.), доверенность.

В день регистрации ЧУП уполномоченный сотрудник регистрирующего орган проставляет на уставе предприятия штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации предприятия. С этого дня предприятие считается официально зарегистрированным.

Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего после регистрации.

6. Постановка предприятия на учет

После регистрации, регистрирующий орган самостоятельно осуществляет постановку ЧУП на учеты в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах» в соответствующем районе городе Гомеля, по местонахождению предприятия. В течение 5 –и рабочих дней после регистрации, регистрирующий орган выдает документ, подтверждающий постановку предприятия на учеты.

7. Назначение директора и главного бухгалтера

После регистрации ЧУП учредитель, в порядке, предусмотренном уставом,  назначает руководителя (директора)  предприятия, заключает с ним трудовой договор (контракт). Учредитель может самостоятельно выполнять функции руководителя предприятия.

Руководитель ЧУП принимает главного бухгалтера либо лично, при условии соответствия требованиям   Закона «О бухгалтерском  учете и отчетности»).  приступает к ведению бухучета, издав соответствующий приказ.

О приеме на работу директора и главного бухгалтера необходимо подать данные персонифицированного учета.

8. Изготовление печати

Для изготовления печати после регистрации ЧУП необходимо обратиться в специализированную организацию по изготовлению печатей в городе Гомеле либо ином населенном пункте.

9. Открытие расчетного счета

После регистрации и изготовления печати для осуществления финансовых операций, ЧУП требуется расчетный счет, открытый в банке города Гомеле или иных населенных пунктов.

При выборе банка целесообразно обратить внимание на стоимость обслуживания, удобство месторасположения, стоимость обслуживания счета и т.д.,

Для открытия расчетного счета в банк предоставляется:

  • заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
  • копию (без нотариального засвидетельствования) устава ЧУП, имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации;
  • карточку с образцами подписей должностных лиц предприятия, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати.

Хотя это и не предусмотрено законодательством, банки могут запросить дополнительные документы: трудовой договор с руководителем и главным бухгалтером, решение учредителя о создании предприятия и т.д.

Именно с момента открытия расчетного счета предприятие можно считать созданным в полном объеме  и готовым к осуществлению хозяйственной деятельности.

10. Издание начальных приказов

После государственной регистрации ЧУП руководитель издает приказы, необходимые на начальном этапе деятельности предприятия:

приказ о сроках выплаты заработной платы (предоставляется в обслуживающий банк и в Фонд социальной защиты населения).

11. Получение книги учета проверок, книги замечаний и предложений, электронного ключа

После государственной регистрации ЧУП, в районной налоговой инспекции необходимо получить:

  • книгу замечаний и предложений;
  • книгу учета проверок.

В отделении Фонда социальной защиты населения оформить электронный ключ для подачи отчетности по социальному страхованию и данных персонифицированного учета.

12. Формирование уставного фонда

В сроки, и в порядке предусмотренном уставом (но не позднее двенадцати месяцев от даты государственной регистрации ЧУП) необходимо сформировать  уставный фонд предприятия.

По желанию учредителя, уставный фонд  может быть сформирован  и до государственной регистрации ЧУП.

Подробней про формирование уставного фонда – здесь.

С завершением данного этапа, все формальности, связанные с регистрацией ЧУП можно считать выполненными.

Также по вопросу создания коммерческой организации, смотрите следующие статьи:

Уставный фонд коммерческой организации (ООО, ОДО, ЧУП) в вопросах и ответах;

Расходы по созданию фирмы;

«Юридический адрес» в вопросах и ответах;

Ограничения по государственной регистрации юридического лица (ЧУП, ООО, ОДО)

О некоторых вопросах оформления заявления о государственной регистрации

Автор: Шамкин Олег Владимирович

г.Гомель

Информация приведена по состоянию на 01.11.2013 г.

Ваш комментарий