Без рубрики

Открытие торгового объекта (магазина) не требующего лицензии

Законодательством предусмотрен ряд обязательных процедур, которые необходимо осуществить до начала работы торгового объекта (магазина, павильона и т.д.) , не требующего получения лицензии.

1. Согласование размещения торгового объекта 

До размещения торгового объекта (далее — магазин) в соответствующем  помещении на это необходимо получить согласование органов Госсаннадзора по месту нахождения торгового объекта. Органы Госсаннадзора по заявлению субъекта хозяйствования проверяют возможность размещения магазина в определенном месте с учетом санитарных и иных  требований. 

2. Разработка проектной документации

 При строительстве нового торгового объекта, реконструкции имеющегося помещения под объект розничной торговли (магазин), необходима разработка проектной документации на строительство (реконструкцию) и ее согласование в установленном порядке.

Разработка проектной документации, строительство, реконструкция и ввод магазина в эксплуатацию должны осуществляться с учетом требований законодательства, санитарных норм и правил.

3. Согласование ввода в эксплуатацию  торгового объекта с органами санитарного надзора

Органы Госсаннадзора по месту нахождения магазина по обращению субъекта торговли согласовывают эксплуатацию и проверяют его соответствие    санитарным правилам и нормам.  Без положительного заключения органов Госсаннадзора эксплуатация торговых объектов не допускается. 

4.  Согласование ассортиментного перечня 

Ассортиментные перечни  разрабатываются и утверждаются субъектом торговли для каждого торгового объекта, исходя из ассортимента предлагаемых к продаже товаров, продукции собственного производства и включают часть ассортимента этих товаров, продукции, которые должны быть в продаже постоянно или в течение периода, предназначенного для их реализации.

Субъект торговли вправе реализовывать товары, продукцию собственного производства, не включенные в ассортиментные перечни, при соблюдении установленных законодательством условий их хранения и реализации.

Для согласования ассортиментного перечня в исполнительный орган (местное управление торговли) по месту нахождения торгового объекта предоставляется:

— заявление с указанием наименования владельца, наименования (при его наличии) торгового объекта, местонахождения, а также формата и товарного профиля (назначение) торгового объекта, его типа;

-утвержденный владельцем торгового объекта ассортиментный перечень.

5. Согласование режима работы 

Субъект торговли обязан  установить и согласовать режим работы торгового объекта в исполнительном органе по месту его нахождения.

Для согласования режима работы в исполнительный орган предоставляется:

  • заявление по установленной форме;
  • копия документа, подтверждающего нахождение здания (сооружения) или помещения, в котором предполагается осуществлять либо осуществляется деятельность, у юридического лица либо индивидуального предпринимателя во владении или в пользовании (договора аренды, безвозмездного пользования и т.д., свидетельство о регистрации права собственности на помещение и т.д.).

В договоре (аренды, безвозмездного пользования и т.д.), определяющем права субъекта торговли на помещение в котором находится торговый объект, должна быть предусмотрена возможность использования помещения для осуществления торговли. Если в договоре определен график работы арендатора или режим пользования помещением, то он должен соответствовать режиму  работы, определенному для торгового объекта:

  • документ о согласовании режима работы торговых объектов, торговых объектов общественного питания, расположенных на территории учреждений образования, производственных и иных организаций, с органами управления (руководителями) этих организаций;
  • согласие совета индивидуальных предпринимателей (при согласовании режима работы рынка, торгового центра, на которых создан в соответствии с законодательством совет индивидуальных предпринимателей исполнительном органе. 

6. Внесение сведений о торговом объекте в Торговый реестр Республики Беларусь 

Торговые объекты подлежат включению в Торговый реестр Республики Беларусь на основании заявления, предоставленного субъектом торговли.

Заявление о включении в Торговый реестр предоставляется в исполнительный орган (управление торговли) по месту нахождения субъекта торговли. Включение сведений в Торговый реестр осуществляется по заявительному принципу.   

7. Обеспечение соблюдения обязательных требований, установленных законодательством

До начала работы магазина необходимо обеспечить соблюдение ряда обязательных требований: санитарных, по приему денежных средств и т. д. Основные требования, приведены в данном разделе.

7.1. Санитарные требования

Торговый объект, обращение с товарами, материальное обеспечение торгового объекта, водоснабжение, условия работы персонала должны соответствовать санитарным требованиям (санитарным правилам и нормам).

7.2. Требования к приему денежных средств

Прием наличных денежных средств в торговом объекте должен осуществляться с использованием кассовых суммирующих аппаратов,  зарегистрированных в установленном порядке в налоговых органах.

Розничные торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях) подлежат оснащению платежными терминалами для регистрации операций, производимых с использованием банковских платежных карточек.

7.3. Требования к средствам измерения

Средства измерения (весы), используемые в торговом объекте  должны иметь заводской (инвентарный) номер, видимое поверительное клеймо или свидетельство органов Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации (Белстандарт) о поверке, срок действия которого не истек, должны  быть закреплены за определенным работником (продавцом, буфетчиком, поваром, фасовщиком, кладовщиком и т.д.), который должен знать правила работы на них и сроки представления приборов на государственную поверку и клеймение.

7.4. Наличие на торговом объекте книги проверок и книги замечаний и предложений, иных книг (журналов)

В торговом объекте необходимо обеспечить наличие  книги замечаний и предложений, книги учета проверок, санитарного журнала (при торговле продовольственными товарами),  и иные документы, установленные законодательством.

7.5. Соблюдение иных требований, предусмотренных  законодательством

В ряду таких требований  — доведение до покупателей информации о торговом объекте, сведений о товарах и иные требования, предусмотренные нормативными — правовыми актами.

Приведенные процедуры являются стандартными и не учитывают особенностей торговли отдельными видами товаров, для которых установлена своя специфика (например, слабоалкогольными напитками). Существует ряд иных  специфических требований, предусмотренных для различных категорий торговых объектов и товаров (например, для торговых объектов на рынках).

Материал подготовлен по состоянию на 01.07.2013.

Автор: Шамкин Олег Владимирович, юрист – лицензиат

Ваш комментарий