Без рубрики

Ограничения по государственной регистрации юридического лица (ЧУП, ООО, ОДО и т.д.)

Декретом  Президента  Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 (с изменениями и дополнениями), установлен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования*, индивидуальных предпринимателей, изменений (дополнений) в учредительные документы.

Заявительный принцип предполагает, что регистрирующий орган  не проверяет достоверность сведений, предоставленных при государственной регистрации, содержание документов, наличие ограничений на государственную регистрацию и т.д., а регистрацию осуществляет «автоматически», при наличии предусмотренных Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом  Президента  Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 (далее – Положение), документов.   Ответственность за достоверность заявленных сведений несут собственники имущества (учредители, участники) коммерческой, некоммерческой организации, руководитель (иное лицо, уполномоченное в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации), индивидуальный предприниматель.

Несмотря на фактическую свободу государственной регистрации, Положение предусматривает обстоятельства, ее ограничивающие.  Следует отметить особый характер ограничений — Положение прямо не запрещает  создавать коммерческую организацию, становиться ее участником и т.д., однако подписывая заявление о государственной регистрации. Приложения к нему, лицо подтверждает, что у него отсутствуют ограничения предусмотренные пунктом 19 Положения. На практике сотрудник регистрирующего органа  произведет государственную регистрацию на основании заявления любого лица, в том числе имеющего ограничения, но впоследствии действия заявителя могут быть квалифицированы как предоставление заведомо ложных сведений при государственной регистрации.  Предоставление заведомо ложных сведений в соответствии с   пунктом 26 Положения может повлечь признание недействительной государственной регистрации созданного юридического лица (индивидуального предпринимателя) в судебном порядке и взыскания доходов, полученных от деятельности такой организации (предпринимателя), в местный бюджет. Таким образом, наличие у заявителя обстоятельств, предусмотренных пунктом 19 Положения, следует рассматривать как ограничение для государственной регистрации.

Ограничения на государственную регистрацию распространяются не только на случаи создания коммерческой организации (фирмы) «с нуля», но и на приобретение прав участника лицом уже после государственной регистрации (например, при покупке доли в уставном фонде ООО), регистрацию изменений в учредительные документы и т.д.

При государственной регистрации коммерческой (некоммерческой) организации, изменений (дополнений) в учредительные документы и т.д. заявители подтверждают что:

  • учредитель (участник) дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия не имеет не исполненных (не исполненного) в срок гражданско-правовых обязательств (обязательства), в том числе не возвращенной в срок суммы по кредитному договору (процентов, начисленных на нее), или имеется согласие всех кредиторов учредителя (участника) по этим обязательствам на его участие в создании данного дочернего хозяйственного общества или дочернего предприятия;
  • гражданин – собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не имеет непогашенной или неснятой судимости за преступления против собственности и порядка осуществления экономической деятельности;
  • гражданин – собственник имущества (учредитель, участник), руководитель юридического лица, создаваемого (созданного) в форме учреждения или ассоциации (союза), не состоит на профилактическом учете в соответствии с законодательством о профилактике правонарушений;
  • не имеется неисполненного судебного постановления об обращении взыскания на имущество в отношении собственника имущества (учредителей, участников) коммерческой организации, гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя;
  • на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (участником), руководителем коммерческой организации, в отношении которой принято решение о ликвидации, но процесс ее ликвидации не завершен;
  • на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не является собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, находящегося в состоянии экономической несостоятельности (банкротства);
  • на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации не являлся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем юридического лица, признанного экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;
  • на дату государственной регистрации гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся индивидуальным предпринимателем, признанным экономически несостоятельным (банкротом), с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее года;
  • на дату государственной регистрации собственник имущества (учредитель, участник) коммерческой организации или гражданин, обратившийся за государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя, не являлся собственником имущества (учредителем, участником) юридического лица, индивидуальным предпринимателем, задолженность которого была признана безнадежным долгом и списана в соответствии с законодательными актами, с даты исключения которого из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей прошло менее трех лет;
  • на дату государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, в связи с его реорганизацией в форме выделения, преобразования, либо изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в случае присоединения к нему юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности, проведена (завершена) плановая проверка в отношении соответствующего юридического лица, включенного в координационный план контрольной (надзорной) деятельности;
  • для собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации либо гражданина, регистрирующегося в качестве индивидуального предпринимателя, законодательством либо судом не установлены иные запреты и ограничения на обращение за государственной регистрацией;
  • судом не установлены ограничения на обращение за государственной регистрацией изменений и (или) дополнений, вносимых в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);
  • сведения, содержащиеся в представленных для государственной регистрации документах, в том числе в заявлении о государственной регистрации, достоверны;
  • представленные устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) либо изменения и (или) дополнения, вносимые в устав юридического лица (учредительный договор), соответствуют определенным законодательством требованиям для юридического лица данной организационно-правовой формы;
  • порядок создания юридического лица либо внесения изменений и (или) дополнений в устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) юридического лица соблюден, в том числе получено согласование с антимонопольным органом в случаях, установленных законодательными актами.

Наличие  указанных обстоятельств у любого из учредителей (участников), фактически является ограничением для государственной регистрации.

В заключение следует отметить, что признание недействительной государственной регистрации вследствие предоставления заведомо ложных сведений может осуществляться независимо от срока, прошедшего с момента государственной регистрации. Также достаточным основанием для признания недействительной регистрации всей организации будет являться предоставление ложных сведений хотя бы одним учредителем (участником), независимо от добросовестности других участников.

Ввиду отсутствия легальных механизмов по проверке сведений, предоставляемых при государственной регистрации, наличие у потенциального партнера всех ограничений проверить маловероятно.  Рекомендуем доступные сведения о наличии ограничений — об участии в организациях – банкротах, ликвидируемых организациях и т.д., проверять  путем истребования в отношении конкретного лица выписки и Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

* — Под субъектами хозяйствования понимаются хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы, в том числе сельскохозяйственные производственные кооперативы, государственные объединения, являющиеся коммерческими организациями, и крестьянские (фермерские) хозяйства (далее – коммерческие организации);

ассоциации (союзы) – объединения коммерческих и (или) некоммерческих организаций, объединения коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, государственные объединения, являющиеся некоммерческими организациями, потребительские кооперативы, садоводческие товарищества, торгово-промышленные палаты, учреждения, товарищества собственников (далее – некоммерческие организации);

индивидуальные предприниматели.

 Автор Шамкин Олег Владимирович

http://www.shamkin-pravo.by/

 Материал предоставлен по состоянию на 07.07.2014

Ваш комментарий