Без рубрики

Формы документов: да или нет?

В последнее время в связи с доступностью интернета  большое распространение получили различные типовые формы (шаблоны) документов, предназначенные для использования в хозяйственной деятельности. При наличии определенной «интернет —  сноровки»  найти образец необходимого договора, устава либо иного документа не составит труда. Однако практическое использование образцов документов имеет как свои преимущества, так и свои  недостатки.

К преимуществам форм можно отнести их доступность, бесплатность, возможность сравнительно быстро и легко найти нужный документ.

К недостаткам форм, в первую очередь относится их шаблонность, стандартность. Взятые из интернета документы не учитывают специфики конкретной ситуации,  не приспособлены к возможным вариантам развития событий, зачастую вообще не защищают интересы лица, их использующего. Например, формы договора аренды не всегда предусматривают реальный порядок расходов по содержанию арендованного имущества, что в дальнейшем может повлечь определенные налоговые последствия. Также формы не всегда «успевают» за изменениями в законодательстве. Особенно это актуально для учредительных документов (уставов и т.д.). Так после вступления в силу  редакции Закона «О хозяйственных обществах» от 15.07.2010г.  большинство доступных в сети образцов уставов хозяйственных обществ ему не соответствуют. Тем не менее, многие учредители используют устаревшие «болванки» ставя себя перед необходимостью в последующем вносить изменения в устав. Таких примеров неправильного использования форм  документов, в том числе и приведших к неблагоприятным финансовым последствиям можно привести достаточно.

Несмотря на специфику использования, формы документов имеют свое право на существование и при правильном использовании помогут сэкономить время и деньги, но при ошибке – могут дать обратный эффект.

«Да» использованию форм:

  • При совершении простых сделок (например – беспроцентный заем, купля – продажа, не связанная с последующими гарантийными обязательствами  и т.д.).
  • При наличии уверенности в другой стороне договора (контрагенте) и возможности разрешить любые спорные вопросы в мирном порядке.
  • При достаточном  уровне знаний и опыта чтобы «подогнать» шаблон под конкретную ситуацию.
  • При наличии возможности проконсультироваться у специалиста (юриста) о особенностях использования и актуальности документа.

«Нет» использованию форм:

  • При совершении сложных сделок, требующих учета большого количества факторов и обстоятельств  (договор строительного подряда, лизинга и т.д.).
  • При создании хозяйственных обществ (ООО, ОДО и т.д.),
  • При отсутствии необходимого уровня  знаний и подготовки, чтобы понять соответствие шаблона  ситуации в которой он используется.

Вывод.

Если Вы уверены в себе и в своем контрагенте, ситуация относительно простая – используйте шаблон. Не уверены, не знаете как поступить, совершаете сложную сделку – бегом к специалисту!

Найти интересующие Вас формы документов можно здесь.

Автор: Шамкин Олег Владимирович.

Ваш комментарий